Античный роман

Written By: Дементьева Светлана - Окт• 07•14

Автор: Светлана Дементьева

 

Жан-Пьер Корто. Дафнис и Хлоя, 1824. Лувр

Общий обзор истории античной литературы представлен в соответствующей статье.

Здесь пойдет речь об античной прозе, которую условно можно разделить на два пункта:

В этой статье представлен обзор, посвященной античному роману.

Античный роман.

В античной литературе в начале нашей эры зародился такой жанр, как греческий роман. Он включал в себя приключения влюбленных. Куда бы не закидывала судьба двух влюбленных, и что бы с ними не происходило (от похищений, продажи в рабство и до мнимой смерти), влюбленные продолжали стойко любить друг друга. До современности дошли романы Харитона «Повесть о любви Херея и Каллирои«, Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт«, Гелиодора «Эфиопика» (3 век н.э.), Лонга «Дафнис и Хлоя» (3 век н.э.). Греческий роман, как жанр, впервые был исследован и опубликован в труде Эрвина Роде «Der griechische Roman und seine Vorläufer» в 1876 г.

 Несколько слов о романе Лонга «Дафнис и Хлоя». Произведение повествует о романе пастушки и пастуха. По странным стечениям судьбы Дафнис еще младенцем был найден пастухом. Та же судьба была уготована Хлое. В подростковом возрасте Дафнис и Хлоя встречаются и влюбляются друг в друга. Несколько раз судьба из разлучает. То Дафниса забирают в плен, то Хлою похищают. Но похоже сами Боги заботятся о влюбленных. Наконец они решаются вступить в брачный союз. Но рабы не могут стать супругами по своей воле и поэтому обращаются с просьбой к своим хозяевам. В ходе событий выясняется, что и Дафнис и Хлоя — дети богатых и знатных господ. Несмотря на открывшиеся возможности закатить свадьбу в шумном городе, бывшие пастушка и пастух предпочитают соединиться в браке на лоне природы. Надо сказать, что «Дафнис и Хлоя» — это единственный роман из греческих, который так красиво описывает образ деревенской жизни и природу. На основе этого греческого романа была написана опера Ж. Б. Буамортье «Дафнис и Хлоя», написан и поставлен балет с одноименным названием Морисом Равелем, написаны новеллы для фортепиано Николаем Метнером так же под названием «Дафнис и Хлоя», а в 1993 году роман был экранизирован.

В Риме романы появились в 1 — 2 веках нашей эры. Известный древнеримский историк Гай Тацит в своем историческом труде «Анналы» описывает аристократа сенатора Гая Петрония, который при дворе римского императора являл собой законодателя вкуса. Несмотря на постоянные споры между историками и литераторами современности принято считать, что именно Гай Петроний написал знаменитое произведение «Сатирикон» и именно этому человеку дал характеристику в «Анналах» Тацит.

«Сатирикон» — это сатирический бытовой роман, описывающий времена Нерона. В нем Петроний рассказывает о похождениях тройки друзей, нечистых на руку, чье мошенничество и плутовство поражает своей бессовестностью. Помимо приключений в романе описаны нравы средних и низших слоев общества Древнего Рима.

Во 2 веке начинается закат античного мира. В Риме появляются различные религиозные секты, новые учения и среди них христианство. Новые духовные течения и ценности — это самая важная тема в литературе поздней античности. В качестве примера можно привести творчество и жизнь Луция Апулея, который будучи из богатой знатной семьи, все свое состояние потратил на поиски новых идей и нового смысла жизни. Он ездил по свету и проходил различные обряды посвящения и культы. Особым философским смыслом отличается его известный роман «Метаморфозы» (Т.е. «Золотой осел»). Роман знакомит читателя с похождениями юноши Луция, которого колдунья превратила в осла. В ослиной шкуре Луций, не потеряв человеческого рассудка, наблюдает за людьми разных сословий. То он среди разбойников, то у крестьянина, то попадает в цирк и т.д. И только в конце романа Луций превращается в человека, благодаря чарам богини Исиды. Но не зря Луций побывал в ослиной шкуре. До превращения в животного он жил лишь низменными потребностями и по сути своей был ослом. Понаблюдав за людьми, Люций понял, что если человек живет исключительно в довольстве и потворствует своим страстям, то мало чем отличается от  животного. Только когда Люций осознал эту мысль в полной мере, он смог обрести человеческий облик как внешне так и внутренне.

В первые века нашей эры в Риме появился Новый Завет. На этой книге основана вся христианская литература. Она рассказывает своим читателям о рождении, смерти и воскресении Иисуса Христа, Сына Божьего. Погибая на кресте, Иисус Христос искупил человеческие грехи. С возникновением христианства появилась потребность в разработке вероучения этой новой религии. Этими вопросами стали заниматься учителя или, как их еще называли, отцы. Церкви активно записывали свои учения на латинском и на греческом языках. Во 2 — 3 веках в Римской империи начались гонения на христианство, и отцы церкви занимались «апологией«, т.е. защищали христианское учение. Так зародилась патристика (от лат. pater — отец). Патристика — это сочинения отцов церкви. Одним из самых известных западных отцов христианства можно смело назвать Аврелия Августина (354 — 430 гг.). Интересен тот факт, что Августин по-началу был язычником, увлекался античной философией и астрологией. Позже его захватила философия христианства и он прошел обряд крещения. В результате принятия христианства Аврелий Августин написал 13 книг под общим называнием «Исповедь«. Все 13 книг состоят из рассказов о жизни автора. В каждом рассказе Августин обращается к Богу. Однако «Исповедь» Августин написал все-таки больше для людей, чем для Всевышнего, ибо таким образом писатель показал читателям, что можно быть грешником, но если верить в Бога и искренне раскаяться в грехах своих, то можно избежать Божьего наказания и спастись.

На этом тему «Античный роман» можно закрыть. Впрочем, как и тему об античной литературе в целом.

 Завершая обзор античной литературы, следует заметить, что литература в период поздней Римской империи имеет два основных направления:

  • о прошлом античности и,
  • раннехристианское, которое получит дальнейшее развитие и плавно перейдет в Средневековье.

Историки считают, что античный период заканчивается в 476 г. во время падения Римской империи. Но развитие культуры и ее переходный период заняли несколько веков: приблизительно с 3 века по 4 н.э. По этой причине поздняя античность считается переходным периодом развития литературы.

Далее следует читать о литературе средних веков.

Полезного чтения!

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика