Автор: Дементьева Светлана
«Как писать сочинение по литературе?» — задаются вопросом многие школьники. «Я не могу хорошо писать сочинения, т.к. у меня плохо с фантазией» — говорят одни ученики. «А я не гуманитарий! У меня математический склад ума! Поэтому сочинение я не могу написать на отлично!» — заявляют другие. И я готова на этот счет сказать следующее.
Прежде всего, для написания хорошего сочинения не нужно иметь богатую фантазию. Тут скорее нужно иметь железную логику! Логику, практически юриста. Так что эта задача вполне по зубам тем школьникам, у которых все в порядке с математикой. А само сочинение должно напоминать речь адвоката или прокурора в суде. Тут все зависит от Вашего отношения к главному герою или к теме сочинения. Коротко о темах. Ведь именно с них все и начинается. И строится сочинение как раз в зависимости от выбранной темы. В сочинениях по литературе темы бывают:
- посвященные одному главному герою
- посвященные нескольким главным героям одного произведения или разных произведений
- в виде сравнительного анализа персонажей одного произведения или разных произведений
- посвященные описанию города, события, природы
- посвященные писателю
- посвященные произведению в целом
- посвященные жанру литературы
- посвященные теме, не связанной с художественным произведением
- свободные темы
- и другие.
Тем сочинения может быть великое множество. И оценка сочинения будет зависеть, помимо грамматики, в первую очередь, от того, насколько хорошо раскрыта тема. А посему самым важным вопросом является вопрос «Как раскрыть тему сочинения» ? Вот с ним я и предлагаю разобраться.
Итак, в начале этой статьи я сказала, что работа над сочинением схожа с работой юриста в суде. Представим, что тема сочинения посвящена Лариной Татьяне. Звучать тема может так — «Образ Лариной Татьяны в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Если Вы не читали роман, то написать хорошо сочинение будет практически невозможно. Это все равно, что адвокат возьмется защищать своего подопечного, даже не зная толком всей сути судебного дела. И поэтому, допустим, что Вы все-таки прочитали роман. Во время чтения у вас сложилось свое мнение относительно Татьяны. Она Вам понравилась или же, напротив, не вызвала никакой симпатии. В зависимости от своего отношения к главному герою, которому посвящена тема сочинения, Вы должны выбрать место в зале суда: либо адвокат, либо прокурор. Судьей будет выступать учитель. И Вы должны доказать ему правоту своего отношения к подсудимому, т.е. к главному герою произведения. Для этого Вам необходимо выстроить правильную логическую линию защиты или обвинения. В суде не достаточно просто сказать «Он плохой!», любое слово необходимо доказать. Поэтому если Вам не нравится Ларина Татьяна, то Ваша задача выявить максимальное количество ее недостатков и показать чем именно она не понравилась Вам. Например, своей молчаливостью, возможно излишней смелостью или открытостью, отсутствием интереса к моде, замкнутостью, не умением кокетничать с мужчинами и т.д. Вы должны убедить присутствующих в зале судебного заседания в правильности своих выводов относительно подсудимой. Однако простое перечисление недостатков в суде могут не принять во внимание. Они должны быть подкреплены уликами. А что в литературе является уликами? Цитаты! Поэтому непосредственно перед началом сочинения юристы продумывают четкую логическую линию доказательства своего мнения. Если Ларина плохая, то, как и чем можно это доказать? Берется текст романа и в нем выискиваются все моменты, связанные с Татьяной. Здесь очень полезно пользоваться кратким содержанием книг по главам. Это позволяет намного быстрее ориентироваться в произведении. Вы находите нужные моменты, делаете закладки или выписываете нужные для защиты или обвинения, (зависит от вашей позиции в отношении главного героя), цитаты. Когда основные моменты обозначены, можно легко набросать план будущего сочинения. По плану очень хорошо видно ту самую логическую цепочку Вашего блестящего выступления в суде. И вот теперь можно приступать к написанию сочинения. Во вступительной части обычно пишут, что недавно Вами было прочитано такое-то произведение такого-то автора. Можно добавить пару строк о своем отношении к автору, сообщить, что другие произведения понравились больше или, напротив, меньше. Потом плавно перейти к теме сочинения. Если взять в пример ту же Ларину Татьяну, то тогда это может выглядеть так: «В «Евгении Онегине» меня не оставила равнодушным Ларина Татьяна. Читая, я восхищался ее образом, открытостью и порядочностью…» Либо Вы пишите с точностью наоборот: «Читая, я удивлялся, как девушка может быть равнодушной к моде, не уметь кокетничать, быть бесхитростной и скучной. Многие восхищаются подобными женщинами, но у меня совсем иной вкус.» Таким образом, Вы обозначили свое отношение к главной героине. Теперь можно переходить к основной части сочинения и доказывать пункт за пунктом, выделяя их отдельными абзацами, что конкретно Вам не понравилось или понравилось, и почему. Начать можно так: «Впервые Пушкин знакомит нас с Татьяной в главе такой-то. Он пишет, что Татьяна была малообщительной и …». Именно здесь Вы даете первую улику-цитату. А потом высказываете свое личное мнение. В следующем абзаце Вы начинаете доказывать, что Татьяна скучна для мужчин. Можете сравнить ее с Лариной Ольгой. Потому как Ольга имела успех у мужчин, в отличие от Татьяны. Впрочем, если Вы адвокат Лариной Татьяны, то это же сравнение можете повернуть в нужную Вам сторону и показать ветреность Ольги, в противовес верности Татьяны. Все качества, которые Вы выписали в вводной части сочинения, должны быть доказаны в основной. Если Вы написали, что Татьяна умна, то приведите цитату или опишите момент, доказывающий ее ум. Если пишите, что считаете Татьяну верной и порядочной, то объясните, почему так считаете. Когда каждое Ваше слово будет подкреплено доказательствами, можно переходить к выводам, которые обычно размещаются в заключительной части сочинения. Хорошо повторить слова из названия сочинения. Например, «Из всего сказанного выше я пришел к выводу, что образ Лариной Татьяны складывается из таких черт её характера, как верность, простота, честность, открытость и порядочность. Я считаю, что любому мужчине повезет в жизни, если он встретит в качестве супруги девушку, похожую на Ларину Татьяну». Девушка может написать, что ей хотелось бы быть похожей на Татьяну, она будет стараться соответствовать образу Пушкинской Татьяны. На этом сочинение можно считать написанным.
Еще раз повторюсь — любое хорошее сочинение по литературе должно содержать в себе цитаты, четкую логику суждений по теме и свое личное мнение. Учитель обязан оценивать не Ваше личное мнение относительно поступков главных героев, а знание текста произведения и его анализ. Вы можете оправдывать преступников, если это Вам позволяют Ваши моральные устои, но Вы не можете отходить от текста произведения.
Аналогично пишутся сочинения, посвященные событиям или описанию природы. Вы так же должны продумать свое отношение к событию или к природному явлению, что описано в произведении, и далее определиться со своим местом в суде. Так же продумать свою линию защиты или обвинения. Для этого выбрать моменты, которые можно приводить в качестве доказательства своего мнения и разработать план выступления. Далее в тексте найти улики и приступать к непосредственному написанию сочинения.
Бывают сочинения на свободную тему. Например, «Как я провел лето». Такие сочинения писать наиболее сложно. Цитат нет. Где взять доказательную базу? О чем вообще писать? С чего начать и чем закончить? Как писать сочинения на свободную тему? Что нужно представить в зале суда? Давайте поговорим об этом.
В названии «Как я провел лето?» звучит конкретный вопрос. Значит нужно дать развернутый конкретный ответ. Сядьте и положите перед собой лист чистой бумаги. Задумайтесь, какие события в Вашей жизни произошли летом. Вы куда-то ездили, что-то посетили, к Вам кто-то приезжал, Вам подарили котенка, Вы прочитали интересную книгу, Вы с папой ходили в поход, Вы с мамой ходили в бассейн, Вы во дворе с друзьями играли в интересные игры, наблюдали за муравьями, строили скворечник, кормили голубей, пололи грядки у бабушки в деревне и т.п. Выпишите всё, что пришло вам на ум. Многие школьники утверждают, что они вообще ничего не делали. Так не бывает. Возможно, Вы никуда не ездили, и ни с кем не играли во дворе, т.к. все друзья разъехались. Но ведь время Вы на что-то потратили. Тогда ответьте на вопрос куда именно. Возможные варианты ответов: смотрели телевизор, играли на компе. Я не думаю, что все лето вы смотрели телевизор и играли в компьютерные игры. Если это так, то пора задуматься о своем пустом будущем. Но… даже если это так, то и тут есть о чем написать в своем сочинении. Например, в какие игры Вы играли, чем они хороши, какие были трудности и чему они Вас научили. Что интересного было по телевизору, какой фильм Вы смотрели, что Вас в фильме возмутило, какой герой Вам понравился и т.д. Возможно, что летом у кого-то был день рождения. Уж он-то точно никак не мог пройти просто так. По крайней мере, мама и папа точно должны были хоть что-то подарить. А это уже событие! Поэтому Вы пишите на чистом листе бумаги «Отметил день рождения». Когда Ваш список готов, можно приступать к написанию сочинения. Во вступительной части сочинения Вы пишите свое мнение о летнем периоде Вашей жизни. Приблизительно начинаете так: «Лето этого года я считаю одним из самых лучших! Во-первых, потому, что были каникулы! А во-вторых, мне мама подарила велосипед!» И далее Вы можете описать свой велосипед, марку и завод-изготовитель, сколько у него скоростей, какого он цвета, куда Вы на нем успели за лето съездить и сколько радости Вам доставил этот подарок! Если вы отдыхали с родителями на море или в горах, то можете написать о поездке, о своих впечатлениях, что видели и слышали, что Вам понравилось или не понравилось, и в выводах обязательно напишите, что это лето Вы находите веселым, познавательным, полезным… словом, ответьте на вопрос – «КАКИМ было Ваше лето?». Кстати сказать, сочинение можно написать, даже если вы вообще, как Вам кажется, ничего не делали. Вы можете просто описать лето. Только не забываем, что тема сочинения — «КАК я провел лето». Поэтому Вы пишите, что этим летом Вы наблюдали за летом. В качестве доказательства Вы приводите то, что успели увидеть. Например, какие птицы прилетели, как они пели по утрам, как летали перед дождем. ВЫ ВИДЕЛИ, что после дождя на земле полно червей, а трава стала зеленее. ВЫ НАБЛЮДАЛИ за рыбками в пруду, ВЫ НАСЛАЖДАЛИСЬ ароматом леса и пением птиц, ВЫ КУПАЛИСЬ в озере… Всё из перечисленного является действиями. Значит, тему сочинения Вы раскрываете. В вводной части вы просто перечисляете ЧТО Вы делали летом, а в основной Вы должны привести доказательства этим действиям, т.е. их описать в деталях. Что видели, что испытывали, кто был рядом, были ли трудности или, было весело и т.д. В заключении Вы должны сделать вывод: понравилось Вам проведенное лето или в прошлом году оно было лучше? На какое лето Вы надеетесь в следующем году? Чего хотели бы? Куда мечтаете съездить, что посетить, чему научиться, что узнать, увидеть, услышать, какую книгу прочитать?
Я надеюсь, что пока моих советов достаточно для ответа на вопрос «Как писать сочинение по литературе?». В одной статье сложно описать все возможные варианты. Если у Вас есть вопросы, то задавайте их мне в комментариях. Я постараюсь на них ответить.
Желаю всем блестящих выступлений в пространстве литературных выступлений!
Сочинение – вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. С. И. Ожегов Все сочинения условно можно разделить на три вида (типа).
Спасибо, помогли с написанием сочинения
Спасибо, Светлана! Вы нашли очень удачную форму для объяснения ! Ученику нужно сначала разобраться со своей позицией, а потом идти в суд. Идея. Подготовкой улик великолепна. Я долго не могла донести до ученицы значение цитат и обращения к тексту. Вы это сделали мастерски. Спасибо.
🙂 Спасибо. Буду стараться и дальше. Не всегда приходят удачные идеи как объяснить важность литературы в жизни людей.
При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение.