Автор: Дементьева Светлана
В этой статье я попытаюсь ответить на вопрос: «Почему нужно читать художественную литературу?» Особенно важно понимать значение этого вопроса относительно детского чтения.
Надо признать, что современные дети очень много знают. Уже в 5 лет они могут перечислить чуть ли не все планеты Солнечной системы, знают где живут белки, и что дельфины являются млекопитающими, а не рыбами. Наверное, это хорошо. НО! Мы тут же должны констатировать и наше упущение в области воспитания. Увы, дети много знают, но при этом они становятся циничными потребителями. Можно долго спорить и гадать почему так случилось, но я предлагаю просто поверить доценту японского Университета Досися (Киото) Юрико Накамура, которая утверждает, что детей воспитывать, обучать и готовить к жизни невозможно вне чтения.
Проведенные исследования японскими учеными показали, что книги по-особенному воздействуют на эмоции детей. Только в результате восприятия искусства и особенно чтения художественной литературы в детях укореняется нравственность. По этой причине в Японии придают огромное значение развитию библиотечной деятельности и ее плотного внедрения в работу учебно-воспитательных заведений.
Кстати, удивительным является тот факт, что именно в России зародилось воспитание книгой и теперь стало умирать. Весь мир оценил эффективность и качество такого метода в воспитательном процессе. Многие страны стали внедрять российский и японский опыт. НО! Поразительно, когда стало всем понятно, что художественная книга незаменима в педагогике, в России почему-то ее роль принизили и резко отошли в сторону информативности. Не секрет, что на сегодня упор в российских школах и детских садах больше на знания нежели на духовность и нравственность.
О нравственности в своих трудах много говорили великие писатели, ученые и педагоги. Академик Д.С.Лихачев даже вывел 10 заповедей для детей. И я, пожалуй, соглашусь, все это замечательно. НО!!! Можно детей заставить выучить эти заповеди нравственности наизусть и повторять по 3 раза в день! Однако будет ли результат на практике? Информация, не пропущенная через душу, остается всего лишь информацией. И нет никаких гарантий, что знание заповедей будет активно связано с дальнейшими действиями. Ведь не зря говорят, что нравственности обучить нельзя! Возможно лишь найти способы пропустить разнообразные чувства и эмоции через сердце, зацепить за живое душу, заставить пережить чужие радость и печаль через себя. И только тогда можно добиться положительного результата в воспитании духовности. Именно такие задачи во все времена стояли перед искусством. И более всего перед художественной литературой. «Главное в чтении — , писал Н.А.Рубакин,- не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя». Все существующие народные сказки передавались из поколения в поколение не просто так. Они несли в себе гарант воспитания в первую очередь нравственной культуры, знакомили с окружающим миром и человеческим опытом.
Давайте вспомним, кто в большинстве своем богат душой. Те, кто много пережил и кто много читал. Дети очень восприимчивы. Читая, они переживают чувства главных героев. Они сочувствуют обиженному и разделяют радость победителя. Книги не читают нотаций, как мама и папа, бабушка или дедушка, книги УБЕЖДАЮТ почему вот это хорошо, а вот это плохо. Книги показывают на ярких и красочных примерах что бывает, если предать друга, отнестись халатно к полученному поручению или просто быть ко всему равнодушным. И тут же книги демонстрируют красоту отзывчивости, взаимовыручки, трудолюбия и ответственности. Читающий человек сам разберется что плохо, а что хорошо. Сам выработает 10 или даже более заповедей нравственности, и что самое важное — он будет жить по этим выдвинутым самим же правилам. Поэтому крайне важно:
- привить ребенку любовь к чтению
- научиться выбирать лучшие из лучших книги
- показать ребенку на своем примере любовь к книгам и к чтению.
Итак, подведем итоги вышесказанному. Вопрос: Почему нужно читать художественную литературу? Ответ: Чтобы обогащаться духовно и нравственно на примерах чужого опыта.
Желаете вырастить ребенка достойным и порядочным человеком? Тогда научите его читать книги. И не забудьте читать сами. Непременно обсуждайте прочитанное! Читайте систематически.
При выборе хороших книг Вам помогут такие ключевые слова-синонимы, как:
- воспитание книгой,
- библиотечная педагогика,
- руководство чтением,
- рекомендательная библиография.
В заключение я хочу привести цитату В.Г.Белинского:
«Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».
На мой взгляд, книга не только лучший подарок, но еще и лучший воспитатель!
Приятного Вам чтения!
Хорошие, умные слова, ваши слова, да нашему правительству в уши! Спасибо за статью!
Прекрасные слова, заходите за наградой)))
Замечательная статья! Очень бы хотелось, чтоб ее прочли как можно больше родителей.
Здравствуйте, Светлана! Очень нравится ваш сайт. Занимаетесь просветительной деятельностью. Хочу вручить вам переходящий приз «Кубок Признания». Награду можно получить по адресу: http://www.intellectualclub.ru/blog/category/druzya-sayta/
Жаль, но читать стали все меньше и реже.
Чтение — очень важный элемент в развитии человека!
Правильно всё написано в посте. Ещё Пушкин говорил всем известную фразу о чтении. Так что статья хорошая.