Автор: Дементьева Светлана
Я не буду говорить обо всех терминах, что существуют в литературоведении. Затрону лишь те, без которых иногда трудно бывает судить о художественном произведении. Разумеется, чтобы читать и наслаждаться книгой, можно обойтись и без знаний о жанрах, понятии сюжета, фабулы и композиции. Но если вдруг Вам захочется впоследствии найти похожее произведение другого автора, или обсудить с кем-то прочитанное, то, не владея общепринятыми понятиями, могут возникнуть сложности и недопонимание. Наконец, почему бы просто не расширить свой кругозор?!
Начнем с самого понятного термина художественной литературы. Я говорю о понятии «Герой«. Литературный герой — это образ человека, изображенного автором. Да, иногда писатели и поэты рассказывают нам о животных, о сказочных персонажах или о роботах. Но так или иначе, все эти персонажи наделены определенными качествами, которые читатель оценивает с точки зрения человека. Положим, в баснях Крылова полно животных. Но всем им присущи чисто человеческие качества. В фантастических произведениях роботы очень часто бывают тупыми от того, что не способны изменить заложенной в них программы и оценить изменчивость жизненных ситуаций. Они так похожи на упрямых людей, что не могут сломить в себе сложившихся стереотипов. Очень часто герои имеют своих прототипов в реальной жизни. Иногда прототипами могут стать персонажи других художественных произведений. Многие писатели и поэты изображают своих героев в доработанном виде, а не копируют на все сто реально существующих людей. Бывают и собирательные образы, когда писатель соединяет в своем герое характерные черты определенной социальной группы людей. Например, детям характерны любопытство, непоседливость, доверчивость, быстрая смена настроения и т.д. Или взять такую группу, как бандиты. Что можно положить в копилку этого образа? Наглость, озлобленность, безжалостность… И мы получим собирательный образ бандита. Некоторые герои художественных произведений вжились в нашу жизнь настолько, что мы уже не перечисляем все характерные черты знакомого, а просто говорим «Он Дон Жуан!». Кстати, на сайтах знакомств я пару раз видела такой вариант ответа девушек на вопрос: «Каков Ваш мужской идеал?» — «Атос». Коротко и ясно. Образ Атоса знают все. И не надо писать благородный, смелый, ответственный…
Теперь я предлагаю разобрать термины «Фабула» и «Сюжет«. Многие эти понятия считают чуть ли не синонимами. А между тем, это все-таки разные вещи. Давайте разберемся в чем тут дело. Да, события, что происходят с героями художественного произведения — это и фабула и сюжет! Однако, фабула — это скорее обычный пересказ, а вот сюжет — это определенное расположение событий, то, в каком именно порядке они представлены автором. Примером разницы между фабулой и сюжетом можно привести роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Фабула здесь будет выглядеть так:
- Тамань
- Княжна Мери
- Фаталист
- Бэла
- Максим Максимыч
Сюжет же представлен Ю.М.Лермонтовым совсем в другом порядке. Это позволяет читателю лучше понять внутренние причины поведения Печорина.
Следует заметить, что понятие «Сюжет» связано с понятием «Композиция«. Авторы произведений не просто так решают с чего начать и как закончить свою работу. Что-то в произведениях описано очень подробно, а о чем-то лишь вскользь упомянуто. Иногда даже количество частей (например, «Божественная комедия» Данте) имеет особый смысл.
Композиция — это расположение частей художественного произведения. Очень часто композиция связана с конфликтом художественного произведения (т.е. с противоборством характеров и обстоятельств). Обычно композиция состоит из следующих частей:
- Экспозиция (т.е. вводная часть)
- Завязка
- Развитие действия
- Кульминация (т.е. момент наивысшего напряжения)
- Развязка
Однако в произведениях экспозиций может быть более одной, например, если сюжетных линий несколько, и кульминаций может быть тоже несколько. Относительно кульминаций, можно привести в пример роман Достоевского «Преступление и наказание«. Казалось бы, что кульминация здесь одна — убийство старухи-процентщицы. Но наивысшим напряжениям были практически все диалоги Раскольникова с Порфирием Петровичем и некоторые с Сонечкой Мармеладовой. Следовательно, в «Преступлении и наказании» было несколько кульминаций. А еще, иногда кульминация может совпасть с развязкой одновременно. Вы наверняка помните немую сцену из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор«.
Вот очень коротко о самых основных терминах художественной литературы. Надеюсь, эти знания помогут Вам лучше и глубже понимать многие произведения.
Полезного Вам чтения!
Спасибо за урок. Думала, что точно знаю определение всех терминов, которые вы раскрыли, а получается, что с фабулой ошибалась.