Автор: Дементьева Светлана
Басни отличаются от других жанров художественной литературы своей нравоучительностью. Однако дети не воспринимают их как назидание. Для них чтение басен Крылова — это просто веселые рассказы в стихах.
Особой привлекательностью басен является их лаконичность. Коротенький рассказ с быстрой развязкой. Детям нравится нелепость ситуаций. Как же не смеяться, когда богатое детское воображение рисует перед глазами рака, щуку и лебедь, пытающихся утащить воз в разные стороны? А как весело выглядит мартышка с очками? Или Моська, что лает на слона? Комичность ситуаций басен и поэтичная форма изложения легко запоминаются детьми. Правда, первоначально дети не видят себя в главных героях. Это объясняется присущему детскому чувству собственной непогрешимости. «Мартышка с очками такая смешная! Я точно на нее не похожа!» — говорит девочка 7 лет. Но когда взрослые от случая к случаю, сами того не подозревая, употребляют в своей речи ту или иную цитату из знакомых нам с детства басен Ивана Андреевича, в детях начинает просыпается самокритичность. Например, знаменитая фраза «неблагодарная свинья», которая адресована обычно людям, не знакомым со словами «Спасибо» и «Благодарю», родилась после басни «Свинья под дубом!». А когда мы не увидели главного в чем-либо, то часто цитируем такие слова Крылова из басни «Слон и Моська»: «Слона-то я и не приметил». При отсутствии чувства меры у людей, мы вспоминаем словосочетание «Демьянова уха». Дети невольно эти фразы ассоциируют с прочитанными или услышанными баснями, запоминают при каких обстоятельствах они цитируются и подсознательно чувствуют мораль, которую и пытался донести автор.
Поэтому басни очень хороши для чтения детьми. Особенно ребятам нравится читать их по ролям. И как всегда, было бы замечательным обсудить каждого героя, возможно даже выучить наизусть басню целиком.
Всего Иваном Андреевичем было написано более 200 басен. К наиболее известным относятся следующие:
- Белка
- Булат
- Волк и Журавль
- Волк и Кукушка
- Волк и Лисица
- Волк и Ягнёнок
- Волк на псарне
- Ворона
- Ворона и Лисица
- Гуси
- Две бочки
- Две Собаки
- Демьянова уха
- Дерево
- Заяц на ловле
- Зеркало и Обезьяна
- Камень и Червяк
- Квартет
- Кот и Повар
- Кошка и Соловей
- Крестьянин и смерть
- Крестьянин и Работник
- Кукушка и Петух
- Кукушка и Орёл
- Ларчик
- Лев и Комар
- Лев на ловле
- Лебедь, Щука и Рак
- Лисица и Виноград
- Лиса-строитель
- Лисица и Сурок
- Листы и Корни
- Лжец
- Любопытный
- Лягушка и Вол
- Мартышка и очки
- Муравей
- Мышь и Крыса
- Обоз
- Обезьяна
- Овцы и Собаки
- Орёл и Пчела
- Осёл и Мужик
- Осёл и Соловей
- Петух и Жемчужное зерно
- Пёстрые овцы
- Пустынник и Медведь
- Пушки и Паруса
- Пчела и Мухи
- Рыбья пляска
- Свинья под дубом
- Синица
- Скворец
- Слон и Моська
- Слон на воеводстве
- Собачья дружба
- Совет Мышей
- Стрекоза и Муравей
- Тришкин кафтан
- Трудолюбивый Медведь
- Чиж и Голубь
- Щука и Кот
- Щука
Хочу заметить, что останавливаться только на чтении басен Крылова не стоит. Существуют басни и других авторов. Например, Ж.Лафонтена (В переводе И.А.Крылова), Д.Бедного, С.Михалкова и др.
Да, поколение 70-80 годов на них и выросло,проходили их в школе и просто так читали! Спасибо за хорошие воспоминания!
Да, почему то сегодня они позабыты, а ведь столько смысла, такие уроки в каждой басне.
хороший блог. мне нравится. чтобы не потерять.