Маленькие дети лучше всего воспринимают стихи. Наши прабабушки знали об этом и передовали из уст в уста потешки, песенки и пестушки. В наше время мы помним разве что Ладушки-ладушки, да Сороку-воровку. А между тем потешек имеется превеликое множество. И все они играют важную роль в воспитании наших малышей. Ребенок вроде бы играет, но в то же время учится. Например потешка:
«Водичка-водичка, умой Оле личико,
Чтобы щечки краснели, чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!”
Эта потешка и порадует девочку и приучит к чистоте. Есть потешки про трудолюбие. Например, Сорока-воровка. А есть для тех, кто не любит молоко:
“Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капусту, мышки – за корку,
Детки – за молоко.»
С детства закомая нам потешка учит девочек по утрам причесываться:
«Расти, коса, до пояса.
Не вырони ни волоса»
И множество самых разнообразных народных премудростей в виде игровых песенок и пестушек. Поэтому я бы порекомендовала мамам маленьких деток обзавестись книгами с потешками. Именно с них нужно начинать чтение. Так как это самые лучшие художественные произведения для детей такого возраста. Многовековый опыт тому подтверждение.
Для детей маленького возраста издаются книжки-малышки. Сказки в них обычно коротенькие. Например, «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». В книжках-малышках много красочных картинок. Ребенок с удовольствием будет их рассматривать и находить соответствия между изображениями и текстом. Считается, что маленькие тоненькие книжки для детей лучше, чем увесистые сборники сказок. Одна книжка — одна сказка. У ребенка будет ощущение законченности. К тому же книжки-малышки дешевые. Их можно дать ребенку подержать в руках, полистать самостоятельно, не боясь того, что ребенок порвет или помнет книжку.
Кстати, чтобы книги не рвались и не мялись страницы, издатели выпускают книги для маленьких деток, изготовленные на картоне. В них тоже размещается по одной сказке.
Современные технологии издания книг позволяют решить многие стоящие задачи перед родителями и педагогами. В маленьком возрасте деткам важно получить первые знания о мире. Понять значение слов «гладкий», «мягкий», «мохнатый», «шершавый» и т.д. С этой целью издатели выпускают книги с толстыми страничками, в которые вклеены кусочи разннобразного материала: кожи, ваты, меха, ткани с рельефной поверхностью и т.д. В результате помимо привычного разглядывания картинки ребенок может потрогать, как бы погладить, рыбку, овечку, зайчика, или пощупать какие-то предметы, например, язык. И конечно же, рядом с картинкой обязательно будут стихи, посвященные тому, кого можно погладить.
Существуют и книжки-игрушки.
Даже в таком раннем возрасте детям можно уже читать сказки мастеров художественного слова. Например, сказки Л.Н.Толстого.
Ну и конечно же непременно нужно вспомнить про всеми нами любимые с детства сказки Владимира Сутеева. Дети часами могут рассматривать иллюстрации к этим замечательным сказкам.
Произведения Е.Чарушина «Курочка», «Корова», «Гусь» лучше сочетать с детскими непосредственными наблюдениями или рассматриванием игрушек, картинок, т.к. без зрительных дополнительных впечатлений ребенок не все поймет в них.
В заключение хотелось бы добавить, что дети предпочитают поэзию прозе.
Так же важно знать как правильно читать детям книги такого возраста. Эта тема подробно раскрыта в другой статье.
Приятного вам чтения.
Увидела сказки Сутеева, и на душе потеплело — это одна из самых любимых книжек моего детства. Только, почему-то, в последнее время я не вижу ее на полках книжных магазинов, а жаль!
Словно в детство вернулась. Я очень любила сказки, а стихи-потешки помню до сих пор. И уже внукам рассказываю.
Да, в современном мире столько возможностей для развития деток. первые книжки ну такие разнообразные и красивые. Их даже в руках все время хочется держать.
СПАСИБО огромное за такую содержательную и очень полезную статью. Очень буду рекомендовать ваш сайт молодым мамам!!!! Со всем сказанным в статье согласна! Понравилась мысль одна сказка — одна книжка!