Автор: Дементьева Светлана
Многие родители малышей мечтают своих деток научить читать. Особенно актуальным становится обучение чтению детей перед школой.
Трудно понять почему в России так странно поставлен процесс образования – программа детских садов не предусматривает обучение детей чтению, в школах же существуют целые отборочные туры при поступлении в первый класс, где зачастую перед родителями и детьми ставится требование – умение ребенком читать! Многие родителя, стремясь отдать малыша в сильный класс, пытаются всеми правдами и неправдами научить ребенка читать еще до достижения им 7 лет. При этом мало кто из родителей знаком с методиками обучения не только чтению, но с методикой обучения дошколят вообще. У меня складывается такое ощущение, что над нами и нашими детьми ставится какой-то чудовищный эксперимент. Родители нервничают, нервируют детей и еще бог весть что получается из-за завышенных требований современных школ. Но … сколько бы я не возмущалась, к сожалению, Москва слезам не верит. Поэтому либо родители вынуждены искать квалифицированных специалистов среди педагогов и логопедов, либо изучать методику преподавания самостоятельно и обучать своих детей самим. Я же могу лишь дать пару советов.
Сразу хочу оговорить, что процесс чтения требует от детей колоссальных усилий. Дети не всегда готовы к этому обучению физиологически. Любой любящий родитель должен это учитывать. В ряде случаев мамы и папы своими порою необоснованными желаниями сделать из своего чада самого лучшего, только калечат ребенка. Я призываю родителей к благоразумию. Да, есть очень одаренные дети, которые умеют читать уже в 3 года. Возможно даже раньше. Но! на самом ли деле это в плюс для ребенка? И второе — не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Каждый малыш индивидуален, и каждый свое нагонит. Всему свое время. Дайте ребенку окрепнуть и подготовиться к нелегкой работе.
Посудите сами, во время процесса чтения задействованы зрительная, речедвигательная и слуховая деятельности организма. Вы уверены, что ваш ребенок готов физиологически?
В своей книге известный отечественный психолог Т.Г. Егоров «Психология овладения навыков чтения» выделяет 4 ступени формирования этих навыков:
- Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями
- Ступень слогоаналитического (слогового) чтения
- Становление синтетических приемов чтения
- Прием синтетического чтения
Все это звучит довольно сложно для восприятия. Но в целом так оно и есть:
- В начале дети изучают буквы и соответствующие им звуки. Правда, большинство из родителей на этом не заостряют внимание. Хотя чтение похоже на процесс игры на музыкальном инструменте по нотам. Каждая буква должна правильно звучать!
- Потом мы учим деток соединять буквы в слоги.
- Далее мы учим детей читать слова по слогам.
- Наконец, завершающий этап, мы учим детей читать быстро.
Читая работы педагогов, я пришла к выводу, что с 2-х лет детей нужно потихоньку обучать алфавиту. В 4,5 — 5 дети будут уже знать все буквы. Возможно и раньше, но есть одно важное условие, прежде чем можно будет перейти к обучению чтения детей — это правильное произношение ребенком всех звуков! Да, некоторые дети умудряются начинать читать даже при наличии дефектов речи, что в возрасте 4-х и 5-ти лет это вполне нормально. Но данное умение скорее плохо, чем хорошо, ибо впоследствии подобное чтение больно ударит по грамматике ребенка при письме. И никто не будет знать почему он пишет с ошибками! Да и не важно это уже будет. Отсюда ВАЖНЫЙ ВЫВОД — перед началом обучения чтению проконсультируйтесь с логопедом, все ли есть звуки у вашего ребенка. Иногда детям нужна помощь специалиста. Кстати, многие дети после занятий с логопедами начинают читать сами по себе. Ну, так многим родителям кажется. На самом деле, конечно, дети начинают читать не просто так. Впрочем, это тоже не так уж и важно. Главное – результат.
После того, как ваш ребенок усвоил все звуки и вы уверены, что ребенок правильно их слышит и умеет правильно их произносить, следовательно, он действительно правильно знает алфавит, а не в искаженном виде, вот уже тогда можно приступать к непосредственному процессу обучения чтению.
Лучше всего дети учатся во время игры. На сегодня существует масса методик от знаменитых кубиков Зайцева до различных замечательных азбук, созданных специально в помощь родителям и педагогам. Например, Азбука М.А.Хаткиной.
Я не берусь судить о том, что лучше: чтобы детей обучали читать педагоги-репетиторы, логопеды или сами родители. Это очень индивидуально. И я не буду оригинальной, если скажу, что здесь важно терпение. Главное, чтобы ребенок понял как нужно соединять звуки между собой. Обычно вся трудность обучения в этом. Как только ребенок осознает как можно воспроизводить эти ноты-буквы, считайте, что ребенок уже научился читать.
Еще важный момент, который может упростить стоящую перед ребенком задачу – это кругозор и словарный запас. А для этого, как вы понимаете, мамам, папам, бабушкам и дедушкам ребенку нужно как можно больше читать и рассказывать, посещать театры, зоопарки и т.д., т.е. как можно больше общаться с ребенком.
Надеюсь, мои советы и некоторые пояснения хоть как-то помогут в решении очень трудной задачи перед родителями и детьми – это задачи в обучении детей чтению.
Если этого материала не достаточно, то могу порекомендовать замечательный сайт «Читалочка«, где можно получить в подарок целую книгу по обучению чтению. Проходите смело по ссылке, она того стоит!
Успехов Вам и Вашим малышам!
Светлана, Вы отметили очень важный момент — обучение должно проходить в игре! Не стоит учить алфавит, на первых порах это абсолютно неважно, а вот играть, сливая буквы в слоги и слова, надо обязательно. И что еще очень важно — обучение чтению надо начинать тогда, когда речь ребенка уже на достаточном уровне. Пусть малыш еще не все звуки произносит чисто, но он произносит слова, говорит предложениями и ХОЧЕТ научиться читать.