Как заставить ребенка читать

Written By: Дементьева Светлана - Сен• 19•14

Автор: Светлана Дементьева

zadumchivij

Поднимая такой важный вопрос, сразу хочется сказать, что слово ЗАСТАВИТЬ и слово ПОЛЮБИТЬ имеют все-таки разный смысл. И разумеется словосочетание «заставить полюбить» вообще лишено под собой реальной почвы. Заставить полюбить невозможно. Любовь можно вызвать уважением и живейшим интересом. Другого пути к любви нет. Увы. Что же касается слова «заставить», то тут много путей: игра на чувстве страха, на чувстве ответственности, на чувстве надежды. Заставить можно методом шантажа, методом поощрения, обещанием наказания или лишения чего-то любимого. А еще можно схитрить. Например, устроить игру-головоломку, где ответы спрятаны на страницах книг. Просто спрятать в книге нечто ценное, скажем, 100 рублей на мороженку. И чтобы найти сторублевую бумажку, ребенку нужно найти эту самую книгу. Дать ребенку загадку, мол написал книгу английский писатель 19 века. Если такую принудительную игру ввести на постоянной основе, то у ребенка будет материальный стимул. Начинать конечно нужно с легких вопросов  или с вопросов с подсказками, чтобы вовлечь ребенка в игру. В конечном итоге ребенок может и не полюбит читать, но хотя бы будет обращать внимание на существование книг, знать их авторов и повышать эрудицию. Другой вопрос — нужно ли вам такое отношение ребенка к литературе. Есть и другие хитрые методы. Ведь изобретательность человека безгранична.

Какой путь привлечения ребенка к чтению выбрать — решать исключительно вам. Я же в свою очередь могу лишь подсказать и посоветовать.

Как заставить ребенка читать? Самое простое решение — это взять в руки ремень. Но тогда будьте готовы к стойкой ненависти ребенка к книгам навсегда. Надеюсь среди наших читателей таковых нет. И мне нет необходимости обсуждать абсурдность такого метода.

В одной из своих книг Сергей Лукьяненко писал, что по сути чтение книг всегда было и останется развлечением интеллектуалов. По его мнению таких людей всего 10%. Откровенно говоря, все люди не могут одинаково увлекаться одним и тем же. Я не считаю, что это плохо. Это просто факт. И если ваш ребенок категорически не желает читать, то оставьте его в покое.  Если же вы непременно желаете его заставить читать, то попробуйте пойти на хитрость.

Я распишу несколько шагов, как и что можно здесь предпринять.

Шаг 1. Выявить причины нелюбви к чтению.

Причина 1. Прежде всего нужно выяснить причины нелюбви к чтению. Спросите у ребенка откровенно почему он не любит читать. Самый распространенный ответ «Зачем? Когда можно посмотреть кино?» Я переведу этот ответ — зачем трудиться, когда можно получить удовольствие, не прилагая никаких усилий? Да, чтение — это труд! И еще какой труд! Нужно вчитываться в сюжет, уметь представлять образы, анализировать характер героев, думать о происходящем, увидеть обстановку эпохи, интерьер, костюмы героев, их лица, уловить их эмоции. Иными словами нарисовать в голове свое кино. А для этого нужно иметь богатое воображение и фантазию, т.е. нужно напрячься интеллектуально. Польза чтения как раз и заключается в бесконечной работе мозга. Ведь даже закрыв книгу, человек еще долгое время находится под ее впечатлением.

Как же быть, если ребенок ленится думать? Первое, не требуйте от ребенка читать именно классику. Посмотрите на его интересы. Если это компьютерные игры, то найдите книгу про героев компьютерных игр. Да, наступили такие вот несправедливые времена. Герои книг попали в компьютерные игры и увлекли в свой виртуальный мир наших детей. Теперь мы должны найти способ и увлечь детей туда, где герои игр родились изначально. А это почти всегда книги. Если говорить про кино или мультфильмы, то здесь все тот же способ. Знаменитый Шрек, например, родился далеко не в киностудии, а в книге американского писателя Уильяма Стейга под названием «Шрэк». Книга кстати состоит всего из 32 страниц. Почему бы не попытаться заинтересовать ребенка вопросом «А знаешь ли ты кто придумал Шрека и с чего все на самом деле началось» ? Если это любимый герой, то скорее всего ребенок заинтересуется. Вот тут и настанет момент истины — вы достанете заветную книжку всего в 32 страницы! Плюс в том, что мозги особо напрягать не нужно. Ведь образ Шрека, обстановка, в которой он жил, его характер — это все уже придумано кинематографом. Вам нужно будет лишь постепенно вводить ребенка в сложный мир интеллектуального досуга. В качестве предлога так же могут служить книги про Смешариков, про драконов Олуха, про фей, пиратов и т.д.

Причина 2. Бывает и другая причина нелюбви к чтению. Это «Да во всех книгах муть! Скучно это все!» Здесь проблемы уже другого свойства. Ребенку просто не интересно читать. Значит знакомство ребенка с книгами начиналось не с тех книг. Большой ошибкой многих взрослых является стереотип выбора в пользу классики. Мол наше поколение плюс поколение наших бабушек выросло на этих книгах. Значит эта книга проверена веками! Давайте заглянем правде в глазе. Не всегда проверенное веками бывает истиной. Веками считалось, что Земля плоская. А она оказывается шарообразная. Да и жизнь все-таки меняется. Меняется сознание человека. Меняются и дети с их интересами и живущими в коммунальном раю. Так что понять какова жизнь Крошечки-Хаврошечки детям не так-то просто. А вот проблемы Вити Перестукина дети прекрасно поймут. Еще один момент — обращайте внимание на динамику произведения. Современный мир очень стремительный. И мы, и наши дети живем в очень быстром ритме. Поэтому окунаться в долгие описания чувств или красоты природы детям сложно. К таким книгам нужно ребенка приводить постепенно и малыми дозами. Такова действительность. Не следует выбирать книги большого объема. Всему свое время. В книге должно быть место для приключений и юмора. Книга должна быть близка ребенку. Поэтому лучше всего выбирать такое произведение, где главными героями книги являются ровесники ребенка.

Причина 3. Считается, что проблема с чтением возникает у «заброшенных детей» А вот мамы до костей мозгов никогда не задаются вопросом «Как заставить ребенка читать?» Это миф. Иногда родители так сильно загружают ребенка, что он желает только одного — отдохнуть, как обычные дети! Т.е. побегать, попрыгать, похулиганить. Какие уж тут книжки! Хочется физической нагрузки. И здесь мамам стоит задуматься — а точно ли вашему ребенку нужно почитать? Перегрузки иногда доводят детей до полного истощения. И там уж точно не до книг.

Шаг 2. Пример для подражания.

Непременное обязательное условие — быть примером пионером. Иными словами — а сами-то вы как часто читаете? И если вы предпочитаете телевизор или компьютер книге, то вы не имеете морального права требовать от ребенка иного. В конце концов он такой же человек.

Шаг 3. Разработка плана чтения.

Разобравшись с причинами нелюбви ребенка к чтению, вам нужно найти такие книги, которые теоретически могли бы соблазнить ваше чадо на процесс чтения. Вы можете отправиться в библиотеку, на специализированные форумы или на сайты, подобные нашему. Выпишите около 10 книг, которые могли бы претендовать на роль соблазнительниц. Критерии отбора просты: книга должна быть динамичной, в меру объемной (а лучше короткой), красочной и хоть как-то перекликаться с современным миром (Пример со Шреком). Прочитайте эти книги сами. Хотя бы просто пробегите глазами по строчкам. Слог должен быть простым. Сюжет увлекательным. Совсем великолепно если произведение еще и с юмором. Так у вас будет под рукой план чтения. Хорошо найти в каждой книге завораживающий момент и сделать пометочку в своем плане с указанием нужной страницы.

Шаг 4. Привлечение внимания к книге.

Способов здесь много. Кто-то начинает уборку книжной полки и как бы невзначай открывает самую яркую картинку и демонстрирует ее ребенку, а потом заинтересованно начинает зачитывать ту самую помеченную страницу. Кто-то делится при ребенке с женой/мужем: «Представляешь, у меня на работе только и разговоров о книге «N». Все как с ума сошли. Говорят, что эта книга особенная. У Маши сын прочитал взахлеб и стал учиться намного лучше! Марина купила своей, так и у нее дочь пятерку принесла.» А кто-то просто раскрывает книгу с красивой картинкой на самом видном месте, якобы оставив ее в таком положении случайно, куда-то торопясь. Можно читать книгу перед сном и дойдя до смешного момента сознательно громко расхохотаться. Потом еще раз и еще раз. Любопытные от природы дети должны клюнуть на наживку и поинтересоваться что же произошло такого смешного. Можно даже немного поломаться и ответить не сразу. Мол потом расскажу и продолжать дальше увлеченно читать. И вновь демонстративно рассмеяться. Тут уж внимание ребенка будет повышенным наверняка. Есть и игра на чувстве долга. Например, маме нужно делать два дела одновременно. И маму на работе (придумайте где еще к маме могли обратиться с такой просьбой) попросили написать рецензию или отзыв по книге «N». Допустим, за отзыв ей обещали заплатить. Но у нее нет времени на чтение книги. Вот она и просит ребенка прочитать ей книгу вслух, пока сама чистит картофель.

В любом случае вы своего ребенка знаете лучше всех. Попробуйте придумать свою хитрость. Сыграйте на самолюбии, любопытстве, ответственности и любом другом чувстве.

Шаг 5. Удержание интереса. 

Привлечь внимание к одной из книг — это еще не победа. Интерес должен быть устоявшимся. Поэтому у вас под рукой должен быть план чтения. Его желательно пополнять.

Хорошо бы после прочтения как-то обсуждать книгу и ее главных героев. Например, попробовать сравнить персонажей книги с реальными людьми из жизни. Если запас прочитанного уже появился, то можно сравнивать персонажей разных книг между собой. Скажем, сравнить Бабу Ягу из русских народных сказок с ведьмой Пачкулей. Предложить ребенку придумать свой вариант развязки. Вот что бы ваш чудесный мальчуган или девчушка сделали, если бы оказались в роли кинорежиссера? Как бы они сняли фильм по мотивам этой книги? Обычно детей увлекает этот творческий процесс. Кого бы ребенок из своих друзей и приятелей пригласил на съемки и кого на какие роли? А будет ли меняться концовка произведения? А будет ли продолжение? Ах, продолжения нет! Ну так придумай сам! Не можешь? Трудно? Может почитать другую книгу и позаимствовать приключения и идеи из нее? В конце концов в Голливуде именно так и поступают!

Если ребенок любит рисовать, то попытайтесь его увлечь другой игрой — в иллюстратора.

Если есть возможность, то найдите кроссворды или викторины по книге. Если есть альбомы с картинами художников по теме, то желательно посмотреть их.

Так ребенок уловит разницу между своим видением книги и другими людьми. А это есть понимание того, что в жизни каждый все воспринимает по-своему и под своим углом зрения.

Шаг 6. Ведение дневника чтения.

Если родители решили всерьез заняться вопросом интеллектуального досуга своего ребенка, то нужно вести наблюдение за процессом чтения. Желательно записывать какие возникли у ребенка вопросы во время чтения. В какой момент интерес упал, а в какой поднялся. Желательно записать что ребенок знал до чтения книги, а о чем услышал впервые. Что он понял из прочитанного. Хотелось бы ему походить на кого-то из героев и почему? Зачем это нужно? Чтобы можно было позже проанализировать рост ребенка, как личности и как читателя. Стал ли он разбираться в жанрах? Как идет развитие читательского вкуса? Нравятся ли красивые обороты речи? Ведь мир литературы очень богат. И чтобы стать интеллектуалом, нужно быть готовым к труду и интеллектуальной пище.

Для подростков, желающих войти в литературный мир, я бы порекомендовала книгу Олега Роя «Хранители. Повелитель книг». Эта книга в жанре фентези увлекательно расскажет какие сокровища сокрыты в литературе.  И объяснит почему читать самому намного лучше, чем смотреть по мотивам.

Примерно так я бы ответила на вопрос Как заставить ребенка читать.

Желаю всем взаимопонимания и успехов в воспитании. 

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

One Comment

  1. Наталья Кочеткова:

    Спасибо за отличные рекомендации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика