Автор: Дементьева Светлана
Что такое литературный дневник? Зачем его вести? Как его вести? Для кого его вести?
Именно эти вопросы мы и будем разбирать в этой статье.
Еще в начальной школе мы сталкиваемся с непонятным по началу заданием создания и ведения литературного дневника. Что это такое? И какой в этом смысл? Позже выясняется, что литературный дневник представляет собой некую тетрадь, куда заносятся сведения о прочитанных книгах. В большинстве своем форма ведения такого дневника свободная, лишь бы выдерживались определенные требования — дата прочитанного, сведения об авторе и названии книги, количество прочитанных страниц. Дети среднего звена дополнительно в тетрадь заносят выходные данные о книгах. В начальной школе очень часто учителя предлагают своим ученикам дополнительно снабжать свои записи рисунками к произведениям. В старших классах рисунки уже не требуются, но зато обязательным является наличие цитат, имен героев, выражения собственного мнения.
Зачем же учителя с самых первых дней обучения требуют ведение литературного дневника? На самом деле когда фиксируется дата прочитанного и количество страниц, мы можем наглядно наблюдать как часто мы садимся за такое занятие как чтение. В идеале с самого детства чтение художественной литературы должно быть ежедневным. Хотя бы по 10 страниц в день. Постепенно чтение входит в привычку. А ведение дневника дисциплинирует. В старших классах заполнение необходимых данных о книгах заставляет лишний раз задуматься о прочитанном, зафиксировать в памяти имена главных героев, сюжетную линию или даже цитату, которая еще не раз всплывет в подходящий момент.
Конечно, школьный литературный дневник — это одно. Его проверяют и оценивают. С другой стороны, учителя учат его вести. Как часто можно встретить в детских дневниках вместо своего отзыва о прочитанном простой пересказ содержания книги. А ведь это далеко не одно и то же. Так что же должно быть в литературном дневнике помимо первичных сведений о произведении? Конечно же личное отношение читателя к прочитанному. О чем книга, что хотел сказать автор по мнению читателя, кто из героев понравился, а кто вызвал отрицательные эмоции и почему. Можно написать как бы читатель поступил на месте главных героев. Многие выписывают из книг понравившиеся строки. Иногда люди сравнивают свое восприятие описанных писателем мест со своими впечатлениями. В ряде случаев в литературный дневник записываются свои мысли, размышления, сомнения, несогласие с идеями автора. Во время чтения очень часто возникают ассоциации со своим наблюдением жизни. В этом случае можно сравнить свой жизненный опыт с изложенным в книге. Часто люди сравнивают одно произведение с другим того же автора. Либо сравниваются книги разных писателей, но схожих по тематике. Отлично работает мозг читателя, когда авторы разных книг высказывают диаметрально разные точки зрения на один и тот же аспект. Все это помогает читателю расти культурно, так или иначе вырабатывает привычку выстраивать и выражать свои мысли логично и последовательно. Мало того, ведение литературного дневника заставляет анализировать полученную информацию. Вырабатывается привычка размышлять о прочитанном, задавать различные вопросы и находить в книге на них ответы. В результате человек приучается обдумывать, размышлять и анализировать уже не только о произведениях. Подобная привычка проецируется на реальную жизнь, что безусловно помогает и предостерегает от ошибок.
Существует мнение, что ведение литературного дневника — это полная ерунда, которую требуют в школе. Однако многие ученые, преподаватели и просто профессиональные читатели делают пометки во время чтения. Некоторые писатели, читая книги, не могут обойтись без записей. В ряде случаев это помогает им лучше запомнить текст и проанализировать его. А кто-то активно использует дневник при подготовке к лекциям, к рецензиям и просто ради интереса, чтобы позже, при чтении следующих произведений, была возможность обновить в своей памяти содержание прочитанного когда-то и сравнить с только что прочитанным.
Есть еще один огромный плюс в ведении литературного дневника. Мы можем наглядно наблюдать изменения нашего духовного состояния с жизненным опытом. Не секрет, что одна и та же прочитанная книга в разном возрасте вызывает разные мысли. Прочитав, повесть «Дверь в чужую жизнь» Галины Щербаковой в 16 лет, мы сделаем один вывод. В 40, когда у нас уже будет свой собственный жизненный опыт и свои дети-подростки, мы уже, возможно, воспримем это же призведение иначе. Иногда увидеть разницу в своих размышлениях очень полезно. Особенно когда есть необходимость понять младшее поколение.
Обычно литературный дневник со временем превращается в некую записную книжку, где записи собираются уже не по календарному признаку, а по алфавиту названий произведений или же авторов. Но в любом случае суть его ведения остается прежней.
Желаете понимать глубже книги? Не бросайте ведение литературного дневника!
Мудрого Вам чтения!
круто)))буду вести литературный дневник )))хорошая вещь)))