О литературном дневнике

Written By: Дементьева Светлана - Авг• 31•12

Автор: Дементьева Светлана

 

Книга с ручкой перьевой

Что такое литературный дневник? Зачем его вести? Как его вести? Для кого его вести?

Именно эти вопросы мы и будем разбирать в этой статье.

Еще в начальной школе мы сталкиваемся с непонятным по началу заданием создания и ведения литературного дневника. Что это такое? И какой в этом смысл? Позже выясняется, что литературный дневник представляет собой некую тетрадь, куда заносятся сведения о прочитанных книгах. В большинстве своем форма ведения такого дневника свободная, лишь бы выдерживались определенные требования — дата прочитанного, сведения об авторе и названии книги, количество прочитанных страниц. Дети среднего звена дополнительно в тетрадь заносят выходные данные о книгах. В начальной школе очень часто учителя предлагают своим ученикам дополнительно снабжать свои записи рисунками к произведениям. В старших классах рисунки уже не требуются, но зато обязательным является наличие цитат, имен героев, выражения собственного мнения.

Зачем же учителя с самых первых дней обучения требуют ведение литературного дневника? На самом деле когда фиксируется дата прочитанного и количество страниц, мы можем наглядно наблюдать как часто мы садимся за такое занятие как чтение. В идеале с самого детства чтение художественной литературы должно быть ежедневным. Хотя бы по 10 страниц в день. Постепенно чтение входит в привычку. А ведение дневника дисциплинирует. В старших классах заполнение необходимых данных о книгах заставляет лишний раз задуматься о прочитанном, зафиксировать в памяти имена главных героев, сюжетную линию или даже цитату, которая еще не раз всплывет в подходящий момент.

Конечно, школьный литературный дневник — это одно. Его проверяют и оценивают. С другой стороны, учителя учат его вести. Как часто можно встретить в детских дневниках вместо своего отзыва о прочитанном простой пересказ содержания книги. А ведь это далеко не одно и то же. Так что же должно быть в литературном дневнике помимо первичных сведений о произведении? Конечно же личное отношение читателя к прочитанному. О чем книга, что хотел сказать автор по мнению читателя, кто из героев понравился, а кто вызвал отрицательные эмоции и почему. Можно написать как бы читатель поступил на месте главных героев. Многие выписывают из книг понравившиеся строки. Иногда люди сравнивают свое восприятие описанных писателем мест со своими впечатлениями. В ряде случаев в литературный дневник записываются свои мысли, размышления, сомнения, несогласие с идеями автора. Во время чтения очень часто возникают ассоциации со своим наблюдением жизни. В этом случае можно сравнить свой жизненный опыт с изложенным в книге. Часто люди сравнивают одно произведение с другим того же автора. Либо сравниваются книги разных писателей, но схожих по тематике. Отлично работает мозг читателя, когда авторы разных книг высказывают диаметрально разные точки зрения на один и тот же аспект. Все это помогает читателю расти культурно, так или иначе вырабатывает привычку выстраивать и выражать свои мысли логично и последовательно. Мало того, ведение литературного дневника заставляет анализировать полученную информацию. Вырабатывается привычка размышлять о прочитанном, задавать различные вопросы и находить в книге на них ответы. В результате человек приучается обдумывать, размышлять и анализировать уже не только о произведениях. Подобная привычка проецируется на реальную жизнь, что безусловно помогает и предостерегает от ошибок.

Существует мнение, что ведение литературного дневника — это полная ерунда, которую требуют в школе. Однако многие ученые, преподаватели и просто профессиональные читатели делают пометки во время чтения. Некоторые писатели, читая книги, не могут обойтись без записей. В ряде случаев это помогает им лучше запомнить текст и проанализировать его. А кто-то активно использует дневник при подготовке к лекциям, к рецензиям и просто ради интереса, чтобы позже, при чтении следующих произведений, была возможность обновить в своей памяти содержание прочитанного когда-то и сравнить с только что прочитанным.

Есть еще один огромный плюс в ведении литературного дневника. Мы можем наглядно наблюдать изменения нашего духовного состояния с жизненным опытом. Не секрет, что одна и та же прочитанная книга в разном возрасте вызывает разные мысли. Прочитав, повесть «Дверь в чужую жизнь» Галины Щербаковой в 16 лет, мы сделаем один вывод. В 40, когда у нас уже будет свой собственный жизненный опыт и свои дети-подростки, мы уже, возможно, воспримем это же призведение иначе. Иногда увидеть разницу в своих размышлениях очень полезно. Особенно когда есть необходимость понять младшее поколение.

Обычно литературный дневник со временем превращается в некую записную книжку, где записи собираются уже не по календарному признаку, а по алфавиту  названий произведений или же авторов. Но в любом случае суть его ведения остается прежней.

Желаете понимать глубже книги? Не бросайте ведение литературного дневника!

Мудрого Вам чтения!

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

One Comment

  1. настя5454:

    круто)))буду вести литературный дневник )))хорошая вещь)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика