Планы чтения для детей

Written By: Дементьева Светлана - Мар• 20•15

Автор: Светлана Дементьева

 

kak_bibrat_knigu

Планированием чтения с детьми занимаются только педагоги. Родители обычно читают книги с детками хаотично. Не скажу, что это плохо. Но если рассматривать идеальную модель гармоничного развития детей, то читать по плану чтения для детей куда правильнее.

Я не буду приводить определение этого термина. Кому интересно, тот может поискать информацию в учебниках по дисциплине «Руководство чтением».  Я хочу лишь поделиться своими рассуждениями по этой теме. По сути тут важно уловить цель такой работы.

Итак, в чем же преимущество не хаотичного чтения, а заранее запланированного?

Прежде всего ребенок знакомится со многими жанрами литературы, не успевая прикипеть к какому-то определенному. Во-вторых, кругозор и мышление ребенка в таком случае значительно расширяются. В-третьих, вырабатывается читательский вкус за счет тщательного отбора только самых лучших по мнению родителей произведений. Вот основные преимущества планомерного чтения книг.

Составление плана чтения проходит в 3 этапа. Это довольно серьезная работа, но она того стоит.

1 этап. Составление списков литературы, соответствующей возрастной категории ребенка. На этом этапе важно найти как можно больше подходящих произведений. Важно, чтобы литература была максимально разноплановой по жанрам, по стилю, по темам. Хорошо бы родителям обсудить составленные списки с библиотечными работниками, педагогами, другими родителями.

Если среди предложенных книг имеются совершенно новые и незнакомые, то было бы замечательным предварительно познакомиться с ними, прежде чем включать их в список литературы для ребенка. Лично я все новые книги выписываю в отдельный список и делаю напротив них пометки: понравилось, очень понравилось, сомнительная. Если по каким-то причинам книга совсем не понравилась, то я ее вычеркиваю. Иногда я оставляю комментарии, чтобы знать по каким причинам книга меня не удовлетворила.

Бывает, что у родителей и педагогов срабатывают стереотипы относительно новых произведений. Часто суждение о книге происходит очень поверхностное. Например, если в названии автор употребил слово «Страшилки» или «Монстры«, или что-то подобное, то книга сразу же откладывается в сторону. Она даже не открывается. Я считаю такой подход в корне неверным. Огородить детей от ужастиков современности все равно не удастся. И если родители не желают, чтобы их дети судили о людях по внешним признакам и по одежке, если желают, чтобы дети осознали, что людей нужно оценивать по поступкам, то на помощь как раз и приходят такие книги. Почему я так ратую за новые книги? Потому что современным детям скучно читать старые добрые сказки. Им хочется, чтобы в книгах описывалась жизнь, похожая на их жизнь. А это значит сотовые телефоны, автомобили, айпады и айфоны, компьютеры, самолеты и т.д. При этом я хочу подчеркнуть, что это не значит, что старые сказки нужно из списка исключить. Просто список пора расширить и пополнить новыми произведениями. Именно в них современные авторы часто поднимают проблемы, близкие детям. Это предпочтение дружить с кем-то из-за наличия крутого сотика, преклонение перед сверстниками, одетыми в одежду известных брендов…словом, про роль имиджа и значение мишуры, внушаемой рекламой. Чтобы ребенок осознал, что главное — сущность человеческой души, а не гламур, нужно через душу ребенка пропустить парочку впечатляющих примеров. Обычно авторы для этих целей выбирают монстров всех мастей. Ими могут быть приведения, ведьмы, колдуны…словом, герои, на которых уже давно повесили стереотипный ярлык заядлых злодеев. Но давайте вспомним про Каспера. Разве это приведение можно назвать злодеем? А почему нет? Ведь Каспер — приведение! Ах, это только внешний признак. А душа у него добрая. Вот так и с новыми книгами — называться они могут не очень привлекательно, зато содержимое может быть весьма полезно. Читая подобные книги, дети приходят к выводу старой доброй поговорки — «Не все то золото, что блестит» Так что родителям все-таки желательно включать в списки для чтения книги современных авторов, даже если они про монстров.

Еще один момент, в списках непременно должны быть стихи, сказки, повести, рассказы, фантастика, детективы… Это очень важно. При этом желательно сказки тоже подбирать разные и различных авторов, не забывая про народные.

Отдельным пунктом стоит оговорить национальный или краеведческий вопрос. У каждого из нас есть Малая Родина. И наверняка есть родная литература. Родителям хорошо бы включить в список для чтения книги писателей и поэтов своего края.

Наконец, в списки литературы нужно включать не только художественную литературу, но и познавательную, развивающую, развлекательную и т.д. Очень важно ребенка научить уже с самого детства черпать информацию именно из книг, а не из Интернета, где редко кто несет ответственность за изложенное. К тому же именно книги являются первоисточником той информации, которая есть в сети.

2 этап. Когда списки литературы готовы, можно приступать к отбору того, что подобрано. Да, именно так. Списки литературы всегда бывают обширными. Прочитать все, что рекомендовано современным детям, невозможно физически. И в этом состоит вся трудность. И именно по этой причине нужны планы чтения для детей. Если читать все подряд, то может получится, что ребенок окунется исключительно в мир фантастики, например, и успеет привыкнуть к этому жанру. Поэтому стихи будут восприниматься либо нейтрально, либо враждебно.

Чтобы избежать перекосов и однобокости, нужно накидать примерный план в процентном соотношении. Выглядеть он должен примерно так:

  • Художественная литература — 70%
  • Литература познавательного характера — 20%
  • Литература, направленная на практические навыки ребенка — 10%

И если придерживаться такого пропорционального соотношения, то мы получим следующую картину:

  1. Сказки народов мира — 4%
  2. Народные сказки страны — 5%
  3. Народные сказки родного края (Например, чувашские сказки) — 2%
  4. Старые авторские сказки зарубежных стран (желательно разных стран и с демонстрацией на карте.) — 5%
  5. Старые авторские сказки страны — 5%
  6. Старые авторские сказки родного края — 3%
  7. Современные авторские сказки мира — 3%
  8. Современные авторские сказки страны — 3%
  9. Современные авторские сказки родного края (если таковые имеются) — 2%
  10. Стихи о природе — 2%
  11. Веселые стихи — 2%
  12. Стихи к праздникам — 2%
  13. Стихи-истории — 3%
  14. Сказки в стихах — 4%
  15. Басни — 2%
  16. Рассказы про природу — 3%
  17. Веселые рассказы — 3%
  18. Рассказы о героях, о подвигах — 3%
  19. Рассказы о родном крае — 1%
  20. Былины — 1%
  21. Легенды — 1%
  22. Повести — 3%
  23. Фантастические рассказы — 2%
  24. Фантастические повести — 2%
  25. Детективные рассказы — 2%
  26. Детективные повести — 2%
  27. Энциклопедии, познавательная литература — 20%
  28. Практикумы (Здесь могут быть книги по оригами, кулинарные книги, т.е. любая литература, связанная с практической деятельностью) — 10%

Имея перед глазами такой ориентир, родители могут отбирать книги по каждому отдельно взятому пункту для составления плана чтения. При таком раскладе хаотичное чтение будет исключено. А гармоничное — гарантировано. Разумеется данные цифры условны. Ведь в зависимости от объема книги будет затрачено разное кол-во времени. В связи с этим же можно рассматривать не только количество наименований произведений, но и количество страниц. Так, народная сказка может уместиться всего на 2-3 страничках без картинок. А авторская сказка может занимать 30 страниц, а с картинками все 80. Поэтому при желании выдержать приведенные выше проценты можно не только посредством учета наименований, но и учета количества страниц.

Для простоты можно просто раскидать список литературы по пунктам, что приведен выше. Внутри каждого пункта обвести красным наиболее важные и понравившиеся вам книги. Именно обведенные красным цветом произведения, включать в план в первую очередь.

3 этап. Теперь все готово для составления плана чтения. Берется календарь на 6/12 месяцев и ежедневник. Выбирается 2 дня в неделю на чтение познавательной литературы (ее можно при желании тоже расписать по пунктам, например, отраслей знания), 1 день в неделю — для чтения практикумов/развлекательных книг или журналов и 5 оставшихся дней — для чтения художественной литературы. Художку лучше распределить сразу на 6 месяцев вперед. Потому как произведения могут быть и большими. Их конечно же лучше читать без длительных перерывов. В зависимости от объема книги высчитывается примерное время на чтение и записывается в план. В случае очень объемных произведений, можно 1 день в неделю отдавать в пользу какого-нибудь другого жанра, например, стихам о природе или веселым рассказам. И так нужно расписать весь ежедневник, стараясь придерживаться процентного соотношения. Конечно же, выдерживать цифры до математической точности нет необходимости. Это делается главным образом для того, чтобы знакомство и изучение литературы было наиболее полным и не выглядело однобоко.

В плане чтения для детей можно оставить место (графу) для отметок о выполнении.

Хорошо дополнительно к плану чтения вести литературный дневник юного читателя, куда родители могут записывать вопросы ребенка по тексту, наблюдения за проявленным у малыша интересом, общими впечатлениями, указать кто из героев ребенку понравился и т.д. Впоследствии эти записи помогут родителям в составлении будущего плана чтения. К тому же по записям всегда видно над чем нужно поработать еще, что ребенку нужно объяснить дополнительно, о чем напомнить и т.д. Хорошо совмещать чтение художественной литературы и познавательной. Например, ребенок с мамой читает сказку про Буратино. На следующий день можно почитать статью энциклопедии про Италию. Найти ее на карте. Посмотреть где находится Средиземное море. Возможно вспомнить кто еще из сказочных героев связан с этим морем или с Италией. Например, вспомнить про Чиполлино. Вспомнить про итальянских детских писателей. Тогда работа будет куда эффективнее. По окончании чтения сказки про Буратино, следующей можно выбрать итальянскую народную сказку. Если она в чем-то похожа на какую-то русскую, то будет интересно найти различия и сходства.

Периодические издания для детей можно тоже включить в план. Либо отдельным пунктом, либо распределить по уже имеющимся пунктам. Тут все зависит от периодичности и содержания издания.

Надеюсь, что вы получили представление о плане чтения для детей, его цель и примерную методику составления.

Желаю гармоничного развития вашим детям!

P.S. Если вы решили составить план чтения для детей, то можете воспользоваться списками литературы на нашем сайте в рубриках:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

3 комментария

  1. Алексей:

    Мои дети уже выросли и вопрос планового ознакомления их с книгами никогда не стоял. Покупали книги и читали. После прочтения советов из статьи понимаю, что хаотичность не совсем пошла на пользу. Но что произошло, то уже не исправить.

  2. Вера:

    Мне 10 лет, читаю романы, от сказок тошнит. И я такая одна. Мои интересы—«Графиня де Монсоро», «Джейн Эйр», «Мотылёк в золотой клетке»…и когда мне предлагают книги из списка, когда я читаю их…мои чувства описать нельзя.
    Да, мне 10 лет, я пишу роман. Свой роман.
    Татьяна, я тоже читала «Два капитана». Только в 3 классе. Очень понравилось! Советую всем 😉

  3. Вера:

    Ой, простите, не туда отправила комментарий)
    Но к этой теме хочу сказать тоже самое—люблю романы, и что читать, выбираю сама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика