Что делать, если ребенок не хочет читать

Written By: Дементьева Светлана - Авг• 21•15

Автор: Светлана Дементьева

chitaem_semjej

Как часто в наше цивилизованное время родители беспомощно разводят руками — «Что делать, если ребенок не хочет читать?» Вопрос не из простых. Мы уже поднимали эту проблему на страницах нашего журнала в статье «Как заставить ребенка читать» В ней дается развернутый ответ на волнующий вопрос. Но сегодня более подробно мы поговорим об одном из наиболее стимулирующих способов привлечения детей к чтению — о семейных чтениях.

Что же такое семейные чтения? Это один из видов семейного досуга, связанного с процессом чтения, в котором принимают участие все члены семьи одновременно. Даже если дети еще маленькие и не умеют читать, то семейные чтения проводить все равно полезно и нужно. Во-первых, это сплачивает семью, а во-вторых, это прививает любовь к чтению. Часто подобные мероприятия проводить не получиться. Но проводить их хотя бы раз в месяц было бы замечательно!

Представьте себе такую картину — папа, мама и дети собрались в одной комнате, позабыв на время про проблемы и дела. Папа достал интересную книгу, а мама — вышивку, сестренка приготовила чистый лист бумаги и карандаши, а ее брат открыл набор пазлов, намереваясь собрать их в единую картинку. В комнате стало непривычно тихо, настолько тихо, что слышно как папа переворачивает страницы книги. Но вот он наконец стал выразительно читать вслух «Приключения Незнайки»…

Просто идиллия семейного вечера. И как хорошо, что в момент чтения все-таки можно прервать папу, чтобы задать вопрос. Или не прерывать, а понаблюдать за реакцией своих близких людей на события из книги! Это поможет детям глубже понять чувства родных, что не мало важно для нашего трудного времени, утерявшего традиции семейных ценностей. Как же это замечательно ВМЕСТЕ смеяться или плакать, сопереживая главным героям книг.

Еще один момент, брат может посмотреть что нарисовала его сестренка. Наверняка кого-то из главных героев книги. А ведь чтение книги — это не просмотр мультика. Тут запускается свое видение образов персонажей, выбор красок для одежды (согласитесь, что красный красному все-таки рознь), улавливается по-своему настроение книги и даже сюжет для иллюстрации каждый читатель выберет свой. И вот вам плюс — брат смотрит что нарисовала его сестренка, какие выбрала при этом краски, каких героев, какой сюжет. Очень часто дети при этом задаются вопросом а как и что нарисовали бы они. Иногда возникают споры, мол ты неправильно рисуешь Незнайку! Вот тут важно предложить нарисовать свой вариант, а не доказывать, что сестренка не права. Со временем этот прием научит детей уважать чужое мнение и понять, что у каждого человека свое восприятие жизни.

Еще одной разновидностью семейного чтения может быть чтение вслух по ролям. Положим дети только начали читать. Им по 6 или 7 лет. Навык чтения еще не закреплен, поэтому процесс дается с трудом и не особо любим. Родители цепляются за любую идею и возможность заставить ребенка лишний раз взять в руки книгу. Во время организации семейных чтений детей обычно не нужно заставлять читать, они с удовольствием сами берутся за книгу. Плюс в том, что читать приходится на глазах самых близких людей, поэтому страх ошибиться, быть высмеянным одноклассниками или получить плохую оценку учителя исключается. Только положительные эмоции от процесса чтения! К тому же при чтении по ролям тексты обычно получаются не большими и ребенок не устает. Это своеобразная игра в театр и литературу одновременно. При выборе такого вида семейного чтения важно правильно выбрать книгу. Пусть это будет знакомая сказка для маленьких детей. Допустим «Колобок» или «Курочка Ряба». Тут важно, чтобы ролей на всех хватило. Сразу договориться кто какие роли читает. Например, папа читает за автора и мужские роли по очереди с сыном. А мама и дочка читают женские роли по очереди. Словом, это уже не важно как вы договоритесь. Главное, чтобы в процесс были втянуты все члены семьи. Если в доме есть малыш, который не умеет читать, то ему можно предложить озвучивать звуки животных и изображать их. Либо только изображать. Тогда получится чтение и пантомима.

Если дети уже подростки и вы предполагаете, что им якобы будет не интересно читать всей семьей, то спешу заверить, что все дело в выборе книги. Проверено на личном опыте и опыте многих знакомых семей. Почти беспроигрышный вариант, когда выбирается «Сказка про Федота Стрельца, молодого удальца» Леонида Филатова. Распределение ролей здесь особенно важно. Разумеется папа — это царь. А сын — Федот. Мама как пожелает, может быть любимой Марусей, а может и Бабой Ягой. Впрочем, иногда очень весело читать книги, когда мужские роли отдаются женщинам, а женские — мужчинам. Только представьте как будет звучать текст Маруси папиным басом! В любом случае обычно такие вечера проходят на ура и все остаются довольными от времяпровождения. Бывает, что подросткам такое мероприятие не понравилось. Обычно так происходит в случае, когда семья собирается вместе крайне редко.

Еще один вариант семейного чтения — это некая игра в театральную постановку. Выбрать книгу можно самую простую независимо от возраста членов семьи. Пусть будет тот же Колобок. Главное, чтобы книга была короткой. Вся соль этого чтения-игры заключается в смене интонаций и настроения «театральной постановки». После распределения ролей книга читается так, как должна читаться: в веселые моменты весело, где уместно грустить — грустно. В следующее чтение книга во всех моментах должна читаться исключительно весело.: «Колобок, Колобок, хи-хи, я тебя съем!» Когда будете читать книгу в третий раз — то все прочитываете максимально грустно, чуть ли не со слезами на глазах: «Ой, я от бабушки ушел! Хны-хны! Я от дедушки ушел! Хны-хны. И от тебя, Заяц, хны — хны, тоже уйду!» В результате таких чтений маленькие дети осознают значение знаков препинания в тексте. Видят как меняется смысл и настроение от интонаций. Взрослые дети понимают значение игры эмоций. Осознают, что один и тот же текст может звучать кардинально противоположно из-за тональности. По сути это и есть имидж, некая одежка речи. А взрослым в такие вечера обычно весело и хорошо от проведенного времени в кругу семьи.

Бывает, что в семье всего два человека: мама и сын. Семейные чтения проводить в таком случае вроде бы не очень получается. Но это не совсем так. Во-первых, книги можно читать абзацами по очереди. А во-вторых, иногда можно приглашать бабушек, дедушек или друзей.

Наконец о самом важном в семейных чтениях. После каждого проведенного вечера за книгой и в кругу близких у детей незаметно прививается любовь к семье и уважение к книге. Обычно книга не просто прочитывается, но еще и обсуждается. Если возникают споры, то приходиться возвращаться к тексту и искать истину, которая всегда где-то рядом 🙂 Иными словами происходит анализ текста, которому нас так долго и упорно пытаются научить учителя литературы. Так почему бы не учиться этому играючи с самого детства? Тем более что при организации таких мероприятий чаще всего вопрос «Что делать, если ребенок не хочет читать?» вообще не возникает.

Желаю всем тихого семейного счастья! 🙂

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика